Теплые берега
ОЛЬГА (укоряя себя). Я знаю, знаю, что я не права… во всем не права… и можно меня осуждать за это… но я ничего не могу с собой поделать. Сказать ему — и что потом? Наблюдать, как он мучается? Нет, это невозможно! Невозможно! (С содроганием.) Вы знаете, какая это будет пытка для меня? Вы знаете, что его чувства — это и мои чувства, его переживания — и мои переживания? Мне будет только хуже оттого, что он страдает. Мне будет вдвойне тяжелее…
Пауза.
ОЛЬГА (идиллически). Кирилл всегда казался мне человеком, созданным для счастья. И мне так хотелось ему это счастье дать! (Разочаровано.) Не получилось!
Пауза.
Он все мне говорит, что сильный, что все может в жизни, но я-то знаю — на деле он согнется от любой трудности, упадет от порыва ветерка. (Настоятельно.) Я слишком хорошо его знаю, Сергей Вячеславович, потому и вас прошу ничего ему не говорить! Обещаете мне?!
СОТНИКОВ (растерянно). Обещать? Да я и так завтра уезжаю — вряд ли теперь увижу его… (Сникнув.) Это очень тяжело, все, что вы рассказали, Ольга. Мне так жаль вас…
ОЛЬГА. Нет, нет, я не могу позволить себе жалости… еще не время, не теперь!
Пауза.
Извините, что рассказала вам. (Оправдываясь.) Я не должна была втягивать вас…
СОТНИКОВ (крайне смущенно). Ну что вы, Ольга, за такое не извиняются.
ОЛЬГА. Я лучше пойду, я так устала… На самом деле все это так выматывает, на миг забываешь, а оно возвращается снова и снова… Надо отдохнуть…
СОТНИКОВ (сочувственно). Да, да, идите, Ольга, раз плохо себя чувствуете…
ОЛЬГА. Пойду. (Встает.) До свидания, Сергей Вячеславович. И не волнуйтесь за меня, если только сможете…
СОТНИКОВ (чрезвычайно грустно). До свидания, Ольга.
Ольга уходит.
СОТНИКОВ (оставшись один). Ну надо же! Ну надо же! Такая девушка!
Пауза.
СОТНИКОВ (в растерянности). И что вот теперь делать? Сказать ему? Не знаю…
Сцена 3.
День четвертый.
Светает. Бар на пляже. Безлюдно.
За стойкой бармен, рядом сидит Марина, пьет.
МАРИНА. Тихо… Куда подевалось все? Где праздник? Где веселье? Даже музыки не слышно. (Глядя в бокал.) Только вино и осталось, но уже не радует.
Пауза.
Зачем эти тридцать пять? Зачем это будущее? Как отвратительно называть будущим то, что они мне предлагают! Немолодой, упертый муж, недурно обставленная квартира, денежные траты, пустые разговоры, несносная свекровь, выезд на дачу каждые выходные… (Как бы обращаясь к Коростылеву.) А ты думаешь, я и этого не стою?! Ты просто не знаешь цену настоящим вещам. Не знаешь, чего стоит страсть, любовь, приятные воспоминания. (Задумчиво.) Да и не все знали это, понимали, только когда я уходила…
Пауза.
Мужчины, вы всегда были рядом со мной, смотрели на меня — а я уж знала, как заставить вас на себя посмотреть… Вы давали мне многое, но взамен получали несоизмеримо больше — счастье! Вы были счастливы — когда не сгорали от амбиций, не тряслись от самолюбия, когда не ревновали, боясь меня потерять, — во все остальное время вы были счастливы!
Пауза.
Вы брали меня и делали своей частью. Я растворялась в вас, была вашей принадлежностью, вашим атрибутом. Вы не ценили во мне индивидуальность, но как всякую дорогую вещь, боялись меня потерять.
Пауза.
МАРИНА (горделиво). Всегда дорожили мной, всегда восхищались! (Растеряно.) И что теперь? Будут ли потом они любить меня как прежде?
Пауза.
Конечно, сразу они не откажутся от меня, но постепенно перестанут уважать, начнут пренебрегать мною. Будут смотреть на меня прицениваясь, будут торговаться, сбавлять цену. Будут искать на моем лице морщинки, как ищут трещины на капоте подержанного автомобиля. (В отчаянии.) Кем я тогда стану для них?! Во что превращусь?!
Пауза.
Выйти замуж? (Насмешливо.) Интересно, что делают с надоевшими женами после нескольких лет брака, — посыпают нафталином и запирают в шкаф, выбрасывают на чердак? Нет, врешь, Коростылев, ты не закроешь меня в своем сейфе! Хватит с тебя и того, что ты получил от меня. Ты был одним из многих… просто одним из многих…
Пауза.
Мужчины… (Вздыхает.) Но когда наступит день — смогу ли я без вас? Куда я пойду, куда денусь? (Грустно.) Мои жилища — съемные квартиры; наряды — гостиничные простыни; машины — все те, что остановятся… (Безнадежно.) Ведь я и правда ничто без вас! Без вас меня нет! Без вас я не существую!
Пауза.
МАРИНА (приходя в себя). Светает… Скоро появятся люди, начнется чужой праздник… (Неспешно оборачивается, глядит в сторону моря.) Но море, море пока свободно, пока еще мое… (Задумчиво.) Пойти, что ли… (Тяжело поднимается, шатающейся походкой идет к морю купаться, по дороге скидывает босоножки, бросает на песок сумочку.)
Поняв ее намерения, бармен спешит к ней, пытается остановить.
БАРМЕН. No, Miss! No!5
МАРИНА (удивленно). Что?
БАРМЕН. No, Miss! You are drunk! It’s not time to swimming!6 (Хватает ее за руку.)
МАРИНА (освобождаясь от его рук). Что? Что? (Смеясь.) Боишься, что я утону? Не бойся, со мной ничего не случиться! Я не нужна морю! Никому не нужна! (Задумчиво.) А море, море накроет меня волной как одеялом, (проводя по себе руками) оближет мое тело, растреплет волосы, застелет водой глаза, (обнимая голову) закружит всю, а потом выплюнет меня на берег. Все берут меня на время, никто насовсем.
Пауза.
МАРИНА (кричит в море, с вызовом и иронией). Посейдон! Ты там, Посейдон! (Расстегивает пуговицы на блузке.)
БАРМЕН (растеряно). No, Miss… (Пытается удержать Марину за плечи.)
МАРИНА (отчаянно). Посейдон! (Освобождается, в руках молодого человека остается ее кофточка.)
БАРМЕН (останавливаясь, глядя ей в след). No…
МАРИНА (громко кричит). Посейдон! Иду к тебе! (Направляется к морю.)
Сцена 4.
День четвертый.
Сотников и Кирилл неожиданно встречаются в городе.
КИРИЛЛ (заметив Сотникова, радостно). Сотников! Сергей Вячеславович!
СОТНИКОВ (оборачивается и, увидев Кирилла, сразу приходит в смущение). А? Кирилл?
Кирилл подходит к Сотникову.
КИРИЛЛ. А я и не ожидал вас уже увидеть. Ольга сказала, что вы уезжаете.
СОТНИКОВ. Да, признаться, я вас тоже встретить не ожидал.
КИРИЛЛ (счастливо). И все-таки хорошо, что мы встретились. А то даже попрощаться по-человечески не удалось! (Склонившись к Сотникову, шепотом, шутливо.) Как договорились: секретную информацию об открытом вами винном магазинчике я обязуюсь передать русским туристам, если только таковые здесь появятся.
СОТНИКОВ (выглядит растерянным). Да, это обязательно…
КИРИЛЛ. Уезжаете?
Сотников кивает.
КИРИЛЛ. А я вот на экскурсию. Мы уже в двух местах побывали: видели средневековый монастырь и развалины храма Афродиты. Теперь держим путь дальше! (Внезапно.) Постойте, я же на камеру снимал! Сейчас я вам все покажу!
Достает фотоаппарат.
СОТНИКОВ (пытаясь уйти). Да нет, я спешу…
КИРИЛЛ. Это займет от силы несколько минут, а удовольствия получите, как будто сами побывали! Вы же мне говорили, что весь свой отпуск безвылазно провели на пляже. (Показывает снимки.) Вот, смотрите: море.., а это руины храма… вот еще… правда, красиво?!
СОТНИКОВ (решившись, с серьезностью). Постойте, Кирилл, погодите. Мне нужно, нужно кое что вам сказать. Раз уж мы встретились. Может, это не случайно…
КИРИЛЛ (оставляя фотоаппарат, но не оставляя улыбки). Что?
СОТНИКОВ. О вашей жене…
КИРИЛЛ. Что о ней?
СОТНИКОВ (собравшись с духом). Она больна, Кирилл.
КИРИЛЛ (испугано). Заболела? Когда? (Вспоминая.) Ведь с утра было все в порядке! Когда вы видели ее? (Прикидывая.) Вы, наверное, позже меня уехали из гостиницы. (С волнением.) Она простудилась? У нее температура?
СОТНИКОВ (траурно). Нет, она не простудилась.
КИРИЛЛ. А что тогда?
Пауза.
СОТНИКОВ. У нее рак крови…
КИРИЛЛ (шокировано). Что?! Как?! (Категорично.) Этого просто не может быть! (Не веря услышанному.) Кто вам сказал?!
СОТНИКОВ (подавлено). Она же и сказала. Вчера вечером, в ресторане. Она все ото всех скрывала, а здесь выпила и, видно, поэтому не сдержалась. (Горько.) Ей стало известно все еще полмесяца назад. Но она не хотела вам говорить, жалела вас, боялась, что не выдержите. И мне запретила, а я, вот видите (скорбно), проболтался…
КИРИЛЛ (уже не слыша Сотникова, в ужасе). Как?! Как такое могло произойти?! Как я не заметил?! Почему она ничего не сказала?! Этого не может быть! (Срываясь с места.) Скорее к ней! Видеть ее! Узнать все! (В полном отчаянии.) Как?! Но что же это?!
Сцена 5.
День четвертый.
Холл отеля «Посейдон».
(в декорациях сцены 1 первого действия)
В кресле сидит Коростылев, на диване – Коростылева.
Миша бегает вокруг них с игрушечным самолетиком в руках.
КОРОСТЫЛЕВ (крайне недовольно, сердито глядя в сторону). Нет, это уже никуда не годится! Уйти на всю ночь, никому ничего не сказать…
КОРОСТЫЛЕВА. Да уж, та еще особа. Стыда-то совсем нет!
КОРОСТЫЛЕВ (возмущенно). И главное, так и заявила мне с утра: иду пить и развлекаться! Пить и развлекаться! (Сжимая руки в кулаки.) У-у, наглые глаза!
КОРОСТЫЛЕВА (осуждающе качая головой). Ну ты подумай!
КОРОСТЫЛЕВ. Пить и развлекаться? Это значит, она шляться пошла?! С другими мужиками…
КОРОСТЫЛЕВА. Алексей, ты это, не при Мише (Останавливает пробегающего мимо Мишу, привлекает к себе, рукой как бы ограждая его.)
КОРОСТЫЛЕВ (отчаянно). Эта женщина меня изведет! (С обидой в голосе.) Мы еще не поженились, а она уже меня изводит!
Пауза.
КОРОСТЫЛЕВА (ворчливо). Да уж, ну и невеста у тебя!
КОРОСТЫЛЕВ. Это просто фатум, несчастливый рок (трагически), бремя, которое мне предстоит нести по жизни!
Коростылева сочувственно качает головой.
КОРОСТЫЛЕВ (нажимая на кнопки мобильного телефона). И на звонки не отвечает — трубку отключила! Все специально, наверное! Три SMS-ки уже отослал. Как будто мне больше заняться не чем! Как я могу работать, анализировать изменения фондового рынка, когда все время приходится отвлекаться?! Нет, это невозможно! Невозможно!
Пауза.
КОРОСТЫЛЕВ (мученически). Эта женщина — мое наказание!
КОРОСТЫЛЕВА (заботливо). Не убивайся ты так, отдохни. (Со злостью.) Черт бы с ней!