С. С. С. Р.

ОЧИР. Рисовать без конца Сталина? Это может любой.
ЛЮБА. Жди меня. Медсестры погибают редко. Мы должны пожениться, забыл? Кто-то должен ждать другого, иначе погибнут оба. Стой.  Ох, не могу!
ОЧИР(радостно). Вот и правильно! Война не женское дело.
ЛЮБА. Не могу… Туфли жмут! Но я все равно дойду. Не знаешь, бывают сапоги тридцать седьмого размера?
ОЧИР. Постой, Любовь, я унесу тебя на руках. (Берет на руки, уносит).
Смолкает мелодия «Прощание славянки».
Аккордеонистка  ГАЛИНА укладывает инструмент в                                                             .                              футляр. Из будки выходит КРАСАВЧИК.
КРАСАВЧИК (закрывает будку на ключ). Ну, что,  Галина,  домой?
ГАЛИНА. Отыгрались мы, Виктор Палыч. Не до танцев теперь, начальник.
КРАСАВЧИК. Ерунда. У любой пластинки есть оборотная сторона.  Они еще пожалеют, что полезли к нам с войной! Береги инструмент,  Галя. Пригодится еще.  Присматривай за площадкой, этой осенью дамы пригласят кавалеров, вот увидишь. Так что до свидания.
ГАЛИНА. А если я приглашу, начальник? Пойдешь со мной, старой, некрасивой? Ты же красавчик!
КРАСАВЧИК. Еще как пойду. Брошу работу и пойду. И потом, ты  симпатичная. По-своему… Но сначала надо вернуться живым, верно?
ГАЛИНА. Буду ждать — вернешься.  Витя, я давно хотела сказать… Витя…
КРАСАВЧИКА окружает стайка девчат: «Красавчик,
Красавчик, мы будем тебя ждать!»
В окружении Девушек КРАСАВЧИК уходит.
Уходит и  ГАЛИНА, неся футляр аккордеона.
На опустевшей танцплощадке появляется ИРА.
ИРА.  Будешь приставать — закричу.  Подлюка! Гадина! Пристала же! Я наконец-то стала влюбляться, а она тут как тут! (Кричит.)
Будь ты проклята! Сука-война! Будь  проклята!!! Сука ты, война!.. У нас же любовь начиналась!..
Затемнение.

2.

В темноте  слышны звуки боя, видны  сполохи разрывов. На экране летнего кинотеатра кадры военной кинохроники: немецкие танки, горящие избы, красноармейцы, идущие в атаку, медсестра перевязывает раненого бойца, солдаты поднимают пограничный столб СССР…  Экран гаснет.
Звуки боя стихают.. Танцплощадка залита кровавыми отсветами.
Звучит песня типа «Утомленное солнце нежно с  морем прощалось .В                                             этот час ты призналась, что нет любви…» На стене плакаты «Родина-мать зовет», «Воин Красной Армии, спаси!» , «На Запад!» Рядом афиши фильмов «Парень из нашего города», «Два бойца», «Секретарь райкома», «Она защищает Родину».

ГАЛИНА (заводит патефон).  Дамы приглашают кавалеров! Белый танец! Дамы, смелее! Все равно кавалеров нет.

Зима. Кружатся  странные пар, одетые в валенки, телогрейки, платки. ДЫЖИД  танцует с ЯНЖИМОЙ,. ИРА танцует со ГАЛИНОЙ,  ВДОВА «танцует» одна , 1-ая ДЕВУШКА  -  со 2-ой ДЕВУШКОЙ.

ИРА (Галине). Чего встала, баянистка, танцуй давай. Танго, знаешь такое?
ГАЛИНА. Знаю. Это когда обнимаются у всех на глазах. Так вы обнимались с первого раза?
ИРА. Эх, ты, баянистка вечная!  Ты хоть когда-нибудь танцевала, кроме как со своим баяном?
ГАЛИНА. Не с баяном, а с аккордеоном. И вообще… И танцевала, и обнималась, вот!. Только не у всех на глазах. И он не видел.
ИРА. Как это?
ГАЛИНА. Ну… во время перерыва, когда он выходил покурить из радиорубки. В смысле пиджак его висел на стуле.
ИРА. Обнималась?! С пиджаком? Вот это, я понимаю, любовь!..  Погоди-ка… Ты не с пиджаком ли Красавчика танцевала, а, подруга?
Молчание.
Да-а, дела! Высоко берешь, баянистка. Он же Красавчик, поняла! Вон, глянь на одну из егошних, она даже  нормально танцевать не может! Вот до чего танго в неположенном месте довело!
ДЕВУШКИ, одна с заметно округлившимися животом, танцуют на расстоянии, взявшись за руки. Они шушукаются.
(Подслушав, Девушкам.) Эй, вы, дурехи, не вздумайте делать аборт. Это карается по закону военного времени, усекли? И так в стране убыль народонаселения, жуть! Сойдет за вредительство.
ДЕВУШКИ испуганно шарахнулись.
1-ая ДЕВУШКА. А куда мне ребенка девать, когда жених с фронта придет? Он же не Красавчик, мы только целовались, и все.
ГАЛИНА. …да он бы на меня не посмотрел, конечно. Я счастливая была быть  рядом, видеть его. А больше  ничего не надо. Пусть его  советский бог хранит, он ведь красивый, таких только в штаб берут, правда?
ИРА. Правда, правда. Штабистов не убивают. Танцуй давай танго. И не прижимайся ко мне, развратница!
На авансцене ДЫЖИД и ЯНЖИМА.
ДЫЖИД. Молодой человек, вы оттоптали мне все ноги. Вы что, никогда не танцевали с девушкой?
ЯНЖИМА. Извините, с девушкой я вправду никогда не танцевала.
Подруга просила придти сюда, это их место свиданий.  Люба уже два раза писала своему жениху  с фронта,  но ответа нет, адресат выбыл.
ДЫЖИД. Я каждый раз бываю здесь, когда приезжаю в город сдавать скот на мясокомбинат. Тянет… А вдруг мой  танкист вернулся с фронта? Я ведь ни адреса его, ни имени не знаю. Один адрес — эта танцплощадка.
ГАЛИНА. Может, передать что, если увижу.
ДЫЖИД. Передайте: Люблю.Зпт. Дыжид. Тчк.
ГАЛИНА. А какой он из себя? Ну, на всякий случай?
ДЫЖИД. Какой? Красивый, лицом белый.
ЯНЖИМА. Тогда уж и от Любови передайте. (Развернула письмо-треугольник.) «Очир, любимый ты мой! Привет с фронта! Писала тебе, но ответа нет. Где ты? Посылаю письмо подруге, я еще у ней туфли на танцы брала, помнишь? Может, она отыщет тебя. Служу в полевом госпитале, много работы. От передовой мы далеко, не волнуйся. Мы еще с тобой станцуем свадебный танец. Я расплела косичку. По бурятскому обычаю это значит, что я замужняя.   Жди, победа близко. Смерть фашистским оккупантам. Твоя жена  Любовь.»  (Спрятала письмо).
ДЫЖИД. Ну, танцуй, кавалер, коли письмо получил.
Танцуют. «Танцует» и Вдова.
ЯНЖИМА (кивает на Вдову). А кто это?
ГАЛИНА .Не знаю. Сама пришла, музыку услышала.
Музыка смолкает
ГОЛОС ИЗ РЕПРОДУКТОРА. «От Советского информбюро. В последний час. 12 июля 1943 года войска Западного и Брянского фронтов после разведки боем перешли в мощное наступление на орловском плацдарме, в тот же день  части 5-ой гвардейской танковой армии нанесли решительный контрудар под деревней Прохоровкой. Наступление  немецко-фашистской группы армий «Центр» окончательно провалилось. Красная Армия освободила города Харьков и Белгород!.. В апреле 1944 года советские войска вышли на государственную границу СССР … 28 июля войска 1-го Белорусского фронта освободили город Брест. Началось восстановление государственных границ Советского Союза!»
Короткая пауза.
ВСЕ. Ура! Слава товарищу Сталину! Да здравствует Красная армия!! Слава СССР!
2-ая ДЕВУШКА.. А ну-ка, девки, шевелите грудями! Дамы приглашают кавалеров! Слышите, они уже идут сюда, звеня медалями и своим мужским достоинством! Генеральная репетиция! Тыл — фронту! А что такое тыл? Я и баба и мужик, усекли! Музыка! Огонь!..
Музыка, танцы…

3.

На экране летнего кинотеатра мелькают послевоенные кадры: победный парад на Красной площади, солдаты рубят избы, отмена хлебных карточек, восстановление Днепрогэса, первые послевоенные свадьбы…
Над эстрадой тот же портрет Сталина, транспарант «Слава народу-победителю!» На стенах плакаты «1948 год — решающий год 4-ой пятилетки. Пятилетку — досрочно!», «Папа, не пей!»  Афиши фильмов «Подвиг разведчика», «Серенада Солнечной долины», «В 6 часов вечера после войны».
Экран гаснет. Звучит музыка. И вновь, словно не было войны, в воскресный день кружатся нарядные пары, переговариваясь на ходу.
ГОЛОСА ДЕВУШЕК. Даже не верится, что карточки отменили!.. И цены снизили!..Ой, а в универмаге чулки давали, капроновые, со швом!.. Ай, мне Колька мне их с Германии столько навез, да еще иголок швейных!.. Фу, мороженое на платье капнуло!.. Говорят, нынче летом в моде шляпки и челки!.. А у соседей весточку из ссылки получили… Тихо ты!.. А наша-то тихоня, аккордеонистка, в войну время не теряла, родила сыночка неведомо от кого… Говорят, Красавчик в город вернулся и от баб шарахается… Не может быть!.. Да ты что, не знаешь его новую кличку? «Полшестого!».. Это как понимать-то?..
( Шепот.Смех).
ГАЛИНА теперь сидит у входа на месте билетерши  .Еще один постоянный обитатель танцплощадки, который никогда не танцует. Это слепой в поношенной солдатской форме. На нем черные очки, поэтому в нем не сразу можно признать ОЧИРА. В руках — тросточка. Он смирно сидит на скамеечке, вертит головой, вслушиваясь в голоса.
Среди кружащихся пар некоторое замешательство. На деревянной
самодельной подставке катается безногий инвалид. Ноги инвалиду                                   заменяют каучуковые колеса от детской коляски, в движение они приводятся тем, что хозяин ловко отталкивается от пола кулаками, в которых зажаты короткие обрезки лыжных палок. Если приглядеться, «самоходка» не так проста. Сзади имеется небольшой короб для инструментария и прочего, впереди наклонная подставка для обуви — инвалид подрабатывает ее чисткой. Но сейчас безногий чистильщик сильно пьян и  в центре танцплощадки делает круги — он «танцует», путаясь в ногах у истинных танцоров. На его пьяные выкрутасы не обращают внимания — к нему привыкли. В нем мы с трудом признаем ЛЕХУ «СКОРОХОДА».
ЛЕХА (снизу вверх). Девушка, алле, можно нескромный вопрос: вы танцуете танго? Жаль… Отсюда, снизу,  открывается прекрасный вид…. Ах, какие ножки, какие коленки!  Не надо пугаться, девушка, поцелуй  невозможен, мы слишком разного роста. Правда, в горизонтальном положении это не имеет ровно никакого значения…  Парень, не обижайся. Когда ты был такого роста, как я, Леха «Скороход» брал Зееловские высоты… Ты не знаешь, мальчик, что такое Зееловские высоты? И не дай бог тебе это знать! Ах, какие девочки подросли, пока я пылил по Европе… Какие ножки подросли…
Кавалер, у ног  дамы которого вертится  ЛЕХА,
возмущенный, тянет руку к шивороту  наглого чистильщика.
ЛЕХА выставил вперед огрызок лыжной палки, как пику.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26