С. С. С. Р.

ГАЛИНА. Не с баяном, а с аккордеоном. И вообще… И танцевала, и обнималась, вот!. Только не у всех на глазах. И он не видел.
ИРА. Как это?
ГАЛИНА. Ну… во время перерыва, когда он выходил покурить из радиорубки. В смысле пиджак его висел на стуле.
ИРА. Обнималась?! С пиджаком? Вот это, я понимаю, любовь!..  Погоди-ка… Ты не с пиджаком ли Красавчика танцевала, а, подруга?
Молчание.
Да-а, дела! Высоко берешь, баянистка. Он же Красавчик, поняла! Вон, глянь на одну из егошних, она даже  нормально танцевать не может! Вот до чего танго в неположенном месте довело!
ДЕВУШКИ, одна с заметно округлившимися животом, танцуют на расстоянии, взявшись за руки. Они шушукаются.
(Подслушав, Девушкам.) Эй, вы, дурехи, не вздумайте делать аборт. Это карается по закону военного времени, усекли? И так в стране убыль народонаселения, жуть! Сойдет за вредительство.
ДЕВУШКИ испуганно шарахнулись.
1-ая ДЕВУШКА. А куда мне ребенка девать, когда жених с фронта придет? Он же не Красавчик, мы только целовались, и все.
ГАЛИНА. …да он бы на меня не посмотрел, конечно. Я счастливая была быть  рядом, видеть его. А больше  ничего не надо. Пусть его  советский бог хранит, он ведь красивый, таких только в штаб берут, правда?
ИРА. Правда, правда. Штабистов не убивают. Танцуй давай танго. И не прижимайся ко мне, развратница!
На авансцене ДЫЖИД и ЯНЖИМА.
ДЫЖИД. Молодой человек, вы оттоптали мне все ноги. Вы что, никогда не танцевали с девушкой?
ЯНЖИМА. Извините, с девушкой я вправду никогда не танцевала.
Подруга просила придти сюда, это их место свиданий.  Люба уже два раза писала своему жениху  с фронта,  но ответа нет, адресат выбыл.
ДЫЖИД. Я каждый раз бываю здесь, когда приезжаю в город сдавать скот на мясокомбинат. Тянет… А вдруг мой  танкист вернулся с фронта? Я ведь ни адреса его, ни имени не знаю. Один адрес — эта танцплощадка.
ГАЛИНА. Может, передать что, если увижу.
ДЫЖИД. Передайте: Люблю.Зпт. Дыжид. Тчк.
ГАЛИНА. А какой он из себя? Ну, на всякий случай?
ДЫЖИД. Какой? Красивый, лицом белый.
ЯНЖИМА. Тогда уж и от Любови передайте. (Развернула письмо-треугольник.) «Очир, любимый ты мой! Привет с фронта! Писала тебе, но ответа нет. Где ты? Посылаю письмо подруге, я еще у ней туфли на танцы брала, помнишь? Может, она отыщет тебя. Служу в полевом госпитале, много работы. От передовой мы далеко, не волнуйся. Мы еще с тобой станцуем свадебный танец. Я расплела косичку. По бурятскому обычаю это значит, что я замужняя.   Жди, победа близко. Смерть фашистским оккупантам. Твоя жена  Любовь.»  (Спрятала письмо).
ДЫЖИД. Ну, танцуй, кавалер, коли письмо получил.
Танцуют. «Танцует» и Вдова.
ЯНЖИМА (кивает на Вдову). А кто это?
ГАЛИНА .Не знаю. Сама пришла, музыку услышала.
Музыка смолкает
ГОЛОС ИЗ РЕПРОДУКТОРА. «От Советского информбюро. В последний час. 12 июля 1943 года войска Западного и Брянского фронтов после разведки боем перешли в мощное наступление на орловском плацдарме, в тот же день  части 5-ой гвардейской танковой армии нанесли решительный контрудар под деревней Прохоровкой. Наступление  немецко-фашистской группы армий «Центр» окончательно провалилось. Красная Армия освободила города Харьков и Белгород!.. В апреле 1944 года советские войска вышли на государственную границу СССР … 28 июля войска 1-го Белорусского фронта освободили город Брест. Началось восстановление государственных границ Советского Союза!»
Короткая пауза.
ВСЕ. Ура! Слава товарищу Сталину! Да здравствует Красная армия!! Слава СССР!
2-ая ДЕВУШКА.. А ну-ка, девки, шевелите грудями! Дамы приглашают кавалеров! Слышите, они уже идут сюда, звеня медалями и своим мужским достоинством! Генеральная репетиция! Тыл — фронту! А что такое тыл? Я и баба и мужик, усекли! Музыка! Огонь!..
Музыка, танцы…

3.

На экране летнего кинотеатра мелькают послевоенные кадры: победный парад на Красной площади, солдаты рубят избы, отмена хлебных карточек, восстановление Днепрогэса, первые послевоенные свадьбы…
Над эстрадой тот же портрет Сталина, транспарант «Слава народу-победителю!» На стенах плакаты «1948 год — решающий год 4-ой пятилетки. Пятилетку — досрочно!», «Папа, не пей!»  Афиши фильмов «Подвиг разведчика», «Серенада Солнечной долины», «В 6 часов вечера после войны».
Экран гаснет. Звучит музыка. И вновь, словно не было войны, в воскресный день кружатся нарядные пары, переговариваясь на ходу.
ГОЛОСА ДЕВУШЕК. Даже не верится, что карточки отменили!.. И цены снизили!..Ой, а в универмаге чулки давали, капроновые, со швом!.. Ай, мне Колька мне их с Германии столько навез, да еще иголок швейных!.. Фу, мороженое на платье капнуло!.. Говорят, нынче летом в моде шляпки и челки!.. А у соседей весточку из ссылки получили… Тихо ты!.. А наша-то тихоня, аккордеонистка, в войну время не теряла, родила сыночка неведомо от кого… Говорят, Красавчик в город вернулся и от баб шарахается… Не может быть!.. Да ты что, не знаешь его новую кличку? «Полшестого!».. Это как понимать-то?..
( Шепот.Смех).
ГАЛИНА теперь сидит у входа на месте билетерши  .Еще один постоянный обитатель танцплощадки, который никогда не танцует. Это слепой в поношенной солдатской форме. На нем черные очки, поэтому в нем не сразу можно признать ОЧИРА. В руках — тросточка. Он смирно сидит на скамеечке, вертит головой, вслушиваясь в голоса.
Среди кружащихся пар некоторое замешательство. На деревянной
самодельной подставке катается безногий инвалид. Ноги инвалиду                                   заменяют каучуковые колеса от детской коляски, в движение они приводятся тем, что хозяин ловко отталкивается от пола кулаками, в которых зажаты короткие обрезки лыжных палок. Если приглядеться, «самоходка» не так проста. Сзади имеется небольшой короб для инструментария и прочего, впереди наклонная подставка для обуви — инвалид подрабатывает ее чисткой. Но сейчас безногий чистильщик сильно пьян и  в центре танцплощадки делает круги — он «танцует», путаясь в ногах у истинных танцоров. На его пьяные выкрутасы не обращают внимания — к нему привыкли. В нем мы с трудом признаем ЛЕХУ «СКОРОХОДА».
ЛЕХА (снизу вверх). Девушка, алле, можно нескромный вопрос: вы танцуете танго? Жаль… Отсюда, снизу,  открывается прекрасный вид…. Ах, какие ножки, какие коленки!  Не надо пугаться, девушка, поцелуй  невозможен, мы слишком разного роста. Правда, в горизонтальном положении это не имеет ровно никакого значения…  Парень, не обижайся. Когда ты был такого роста, как я, Леха «Скороход» брал Зееловские высоты… Ты не знаешь, мальчик, что такое Зееловские высоты? И не дай бог тебе это знать! Ах, какие девочки подросли, пока я пылил по Европе… Какие ножки подросли…
Кавалер, у ног  дамы которого вертится  ЛЕХА,
возмущенный, тянет руку к шивороту  наглого чистильщика.
ЛЕХА выставил вперед огрызок лыжной палки, как пику.
Убери лапы, агрессор! Только дернись, и ты узнаешь, что такое фронтовая разведка. До твоей рожи я, конечно,  не допрыгну, но без яиц оставлю, это факт. Алле?.. В рот фокстрот! То-то, мальчик, вали отсюда!  С оккупантами у Лехи разговор короткий, понял!  Вот умница. (Достал из короба за спиной чекушку водки, стаканчик, огурчик, выпил, закусил. Запел.) «И залпы башенных орудий в последний путь проводят нас…»
Музыка смолкает. Танцы останавливаются.  К  ЛЕХЕ быстро подходит КРАСАВЧИК. Он в полувоенном кителе с орденской планкой и портфелем.
КРАСАВЧИК. Так… Почему шумим? Шуметь не полагается, солдат. И распивать водку тоже.
ЛЕХА (он опьянел сильнее). А т-ты кто здесь такой? Крыса штабная!
КРАСАВЧИК. Я здесь директор  парка. Я не штабная крыса. И никогда ею не был. Покиньте заведение.
ЛЕХА. Ладно, командир, виноват. Куда я пойду, без ног? И потом, у меня здесь свидание, честное гвардейское. Уже лет семь как назначено.
КРАСАВЧИК. Свидание, говоришь? Ну-ну. Только не шуметь. (Отошел).
ЛЕХА (горланит). «И мать старушка не узнает, каков солдата был конец!..»
Появляется высокая красивая женщина на высоких каблуках. Это  ИРА.     Она подходит к ЛЕХЕ, склоняется, обнимает за плечи.
ИРА. Лешенька, пойдем домой, хватит уже на сегодня…
ЛЕХА. А-а, явилась, не запылилась! Фу-ту, ну-ты, ресницы гнуты! Это что ж за фройляйн такая? Сказка Венского леса!  Да я вам, Матильда, в подметки не гожусь! Ха-ха! Вот именно, в подметки!..
ИРА. Какая Матильда, это я, Ира. Пойдем, я тебя помою, борщ сварила…
ЛЕХА. Жалеть меня пришла? Иди, не мешай. (Хочет выпить).
ИРА. Не надо пить, Леша. Прошу…
ЛЕХА.  А сержанта Скороходова жалеть не надо! На свои пью, трудовые! (Достал из короба сапожные щетки, жонглирует ими.) Раз — ботинок, два — каблук, стук — копейка, рубль — стук. Раз — ботинок, два — каблук. Выходи плясать на круг! Станцуем, фройляйн, танго? Слабо тебе, а?
ИРА  Как это?
ЛЕХА. Подожди, только брюки поглажу! Нет, мадам, боюсь, для танго я вам не пара. Больно мы разного роста. Больно, Ира…
ИРА (снимает туфли, ссутулилась). Так лучше?
ЛЕХА (взял туфлю, провел щеткой).  Ишь ты, на каблуке, в рот фокстрот! Кожа телячья… Телячьи нежности…  Ну? Дамы приглашают кавалеров! Маэстро, музыку!
Звучит мелодия танго.
ИРА. Не получится у нас Леша. Люди смотрят. Пойдем домой.
ЛЕХА бросает в ИРУ туфлей.
ЛЕХА. А ну пошла отсюда, шлюха! Ты для кого вырядилась?! Каблучки, чулочки со швом, духи «Кармен»! Чего ты сюда ходишь и ходишь, хахаля себе ищешь, да? Думаешь, я не знаю?! Хочешь себе хахаля, так и скажи! Выбирай, вон  сколько тут брюк! ! А ты не стесняйся.  Нету тут Лехи «Скорохода», он умер, его раздавило танком в апреле 45-го, поняла! Пошла, пошла! (Бросает в Иру чем попало — щетками и прочим сапожным реквизитом).
ИРА (плачет). Я же ради тебя, Леша, ради тебя вырядилась, дура я!.. (Убегает).
ЛЕХА (запел). «Вам возвращая ваш портрэ-эт, я о любви вас не молю-ю, в моем  письме упрека не-ет, я вас по-прэжнему люблю-ю!» (Плачет.) У-у,  гады  немцы!
Подобрав разбросанные щетки, к ЛЕХЕ подходят КРАСАВЧИК,
с помощью Кавалера укатывают бесчувственного ЛЕХУ с танцплощадки. Танцы возобновляются. КРАСАВЧИК задержался у выхода, где сидит билетерша ГАЛИНА.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26