Не стреляйте, я уже убита
ЖЕНЩИНА — (переворачивается на бок, в руке — пистолет). Это ищешь? (Он готов броситься на нее, но, замешкавшись, выжидающе останавливается вперив в нее глаза.) Что, не понравилось? (Медленно поднимается, держа Мужчину на прицеле.) Вот теперь ты у меня заговоришь… а может — и попляшешь. (Приближаясь к нему.) Руки вверх, быстро! Так-то! (Он медленно отступает.) Вряд ли тебе понравится, но, что поделаешь, придется потерпеть. Вот сейчас поговорим — ах, какая беседа нам предстоит — а то заладил: зачем да почему молчу… (Он, отступая, упирается в стену — дальше идти некуда.) Так и, прилипнув к стене, будешь слушать меня… Кому сказала: руки вверх! Еще выше… Познаешь на себе методы, применяемые к другим. Хочешь что-то сказать?
МУЖЧИНА — (начинает игру, известную только ему). Вы… того… левша?
ЖЕНЩИНА — Что?
МУЖЧИНА — Я спрашиваю: Вы — левша? Вы пистолет держите в левой руке.
ЖЕНЩИНА — Хочешь убедить, что в данный момент тебя волнует лишь этот дурацкий вопрос?
МУЖЧИНА — Вы… (Акцентируя.) Вы можете промахнуться и вместо убитого получить только раненого.
ЖЕНЩИНА — Не волнуйся, с такого расстояния твои мозги вышибу наверняка.
МУЖЧИНА — Ну… Если вы так уверены, то и я буду себя чувствовать уверенней.
ЖЕНЩИНА — Уже перешел на вы.
МУЖЧИНА — Зато Вы перешли на ты.
ЖЕНЩИНА — Да? В самом деле… Это, видимо, от пистолета… (С осторожностью новичка берет пистолет в правую руку.) Недавно ты терзался вопросом, почему ничего не предпринимаю. Сейчас предприму. (Подводит пистолет к его виску.) Ну, как, приятно?
МУЖЧИНА — Неплохо.
ЖЕНЩИНА — Героем прикидываешься? Уверен, что не выстрелю, и туда же — хочешь показать, что наплевал на смерть. Думаешь, трудно спустить курок?
МУЖЧИНА — (с наигранным подобострастием). Одним пальцем трудно… Не сможете, поскольку должной силой не обладаете… Позвольте дать совет: не надо оттопыривать пальцы. А вот указательный палец пожалуйте сюда… Вот теперь вам будет легче спустить курок.
ЖЕНЩИНА — А теперь, одноклеточная тварь, выслушай меня… Как только здесь появятся полицейские, я им скажу, что ты ворвался в мою квартиру и пытался ограбить и убить меня. Но тебе не повезло — и ты сдох. Если не ошибаюсь, для подобного случая имеется и соответствующая статья, я же выйду чистенькой из воды. Так с чего же ты взял, что я не выстрелю?
МУЖЧИНА — А если полицейские заподозрят иное? Извините за фривольный комплимент, но вдруг они подумают, что я — ваш любовник и вы, ослепленная ревностью, укокошили меня?
ЖЕНЩИНА — (ужаснувшись этой мысли). Ты? (С трудом сдерживая себя, но потом — почти победным тоном.) Не выйдет! Даже соседи подтвердят, что ни один мужчина ко мне не ходит. Да, да, те самые соседи, которые, как ты сказал, обрадуются, обнаружив мой труп. Так что, твоя версия никудышна — у меня нет любовника!
МУЖЧИНА — Нашла чем хвастаться… УУ меня нет любовника!… (Ловко уклоняется от пистолета, приставленного к виску. С наигранной сердечностью.) Ладно… не будем на эту тему. Но я бы… (Осторожно, одним пальцем оборачивает дуло пистолета в сторону Женщины. Она — как завороженная: не сопротивляется. Тем же манером он возвращает дуло в прежнюю позицию.)… Все же я бы посоветовал вам остановиться на версии любовника. В крайнем случае, соседки лопнут от удивления и зависти, обнаружив неожиданно, что у вас был любовник и вам удавалось столь долго дурачить всех. И потом… Согласитесь, для любовника у меня достаточно представительная внешность — краснеть не придется. Ну, как?
ЖЕНЩИНА — (вскакивает, как ужаленная). Ну, не-ет. Из-за такого подонка, как ты, я мараться не стану. Ты сам скажешь полицейским, что здесь искал. (Идет к телефону. Не проделав и нескольких шагов, поворачивается и обнаруживает, что он отошел от стены на шаг.) Не двигаться! Будь умницей, смирно стой на месте. (Продолжая держать его под прицелом, берет телефонную трубку. Мужчина медленно приближается к ней.) Оставайся на месте, кому говорят! Стой! Стрелять буду, стой… Чтобы потом не сказал, мол, не предупредила… Ты вынуждаешь меня сделать это… Иди на место…
МУЖЧИНА — Чего ждешь, стреляй!
ЖЕНЩИНА — Я… Ма-ма-а! (Испустив истошный вопль, стреляет и без сознания падает на пол.)
Мужчина неподвижен. С ним ничего не случилось. Бросив взгляд на безжизненное тело Женщины, идет на кухню, приносит стакан воды и брызгает на ее лицо. Женщина приходит в себя, смотрит на него — не веря глазам своим и не в силах скрыть удивление и радость.
ЖЕНЩИНА — Вы… живы?
МУЖЧИНА — Похоже на то.
ЖЕНЩИНА — Слава Богу! (Заметив его улыбку.) А жаль! (Пытается встать с места: ослабела.) Может, поможете?
МУЖЧИНА — (протягивая руку). Помогаю моему убийце… Каким же надо быть идиотом!
ЖЕНЩИНА — (садится, еще не пришла в себя, внимательно разглядывает Мужчину.) Минуты назад из меня сделали убийцу.
МУЖЧИНА — Несмотря на то, что я не убит.
ЖЕНЩИНА — Это ничего не значит. Я хотела, чтобы вы умерли.
МУЖЧИНА — Снова перешла на вы.
ЖЕНЩИНА — (не расслышала, думая о чем-то своем). Послушайте, в спальне, в нижнем ящике белого комода лежат мои драгоценности. Там все, что у меня есть. Берите и проваливайте.
МУЖЧИНА — (не ожидая такого поворота, растерян). Как это? … Вы… вы хорошо подумали? Потом не будете жалеть? … А вдруг одумаетесь?
ЖЕНЩИНА — Если вы хоть чуточку задержитесь — я точно выстрелю. И не буду сожалеть.
МУЖЧИНА — Ах, да… (Опередив Женщину, хватает с пола пистолет, подводит к виску, нажимает на курок. И так несколько раз.)
ЖЕНЩИНА — (после первого выстрела прячет голову в руки, вздрагивая с каждым очередным выстрелом. С наступлением тишины со страхом раздвигает ладони и… видит перед глазами улыбающегося Мужчину.) Вы… черт побери! Ты… Одноклеточный подонок! (Бросается на него.) Мало того, что нападаешь на одинокую женщину, еще и не можешь набраться смелости носить при себе настоящий пистолет. (На его голову сыплется град ударов.) А я вот голыми руками… выцарапаю твои глаза… (В ярости тянется к его глазам, но неожиданно останавливается.) Ты и на самом деле доведешь меня до недоброго… (Отпрянула.) Уйди отсюда, сгинь… к чертовой матери!
МУЖЧИНА — Как же насчет драгоценностей? Или ты их предложила под воздействием пистолета?
ЖЕНЩИНА — Бери все — и уходи. Пожалуйста! Да сгинь ты, черт бы тебя побрал… А то я за себя не ручаюсь. (Садится в кресло, закрывает глаза.)
МУЖЧИНА — (после короткого замешательства идет в спальню, спустя некоторое время, выходит и направляется к выходу). А в полицию не сообщишь? (Она не отвечает. Задумчиво.) Дела — а… (Уходит.)
Некоторое время она сидит неподвижно, потом открывает глаза, оглядывается. Встает, лихорадочно хватает валявшийся на полу стакан и ставит на столик. Лихорадочно садится в кресло, не отрывая глаз со стола. Резко встает, уносит стакан на кухню. Возвращается, садится в прежней позе. Вновь встает, идет на кухню. Доносится шум разбившегося стакана. Возвращается, садится в кресло и исходит беззвучным плачем. Входит Мужчина. Его появление остается незамеченным. Кашляет. Она настороженно поворачивает голову в его сторону. Во взгляде — немая мольба: убирайся!
МУЖЧИНА — (старается выглядеть неприкаянным). Пистолет… он хоть и игрушечный… а отпечатки на нем остались. Я не могу оставить вещественных доказательств. (Берет пистолет и прячет в карман. Пауза. Молча разглядывают друг друга. Мужчина садится.)
ЖЕНЩИНА — У меня больше ничего нет, клянусь. Все было там, в комоде…
МУЖЧИНА — Да не взял я ваши драгоценности!
ЖЕНЩИНА — В таком случае… что вам здесь надо?
МУЖЧИНА — Ничего не надо… пока не надо! В данный момент меня другое интересует.
ЖЕНЩИНА — Я ничего не понимаю.
МУЖЧИНА — Потом поймете… После того, как я пойму. Но не будем отвлекаться. Вы так и не ответили на мой вопрос. (Пускается в объяснение, словно перед ним бестолковая ученица.) Вернемся к началу нашего разговора. Опять не поняли? … Я имею в виду фактор соседей.
ЖЕНЩИНА — (пытается разгадать его замысел, но, понимая, что не в силах, смиренным тоном.) Если отвечу, уйдете отсюда или скажете, наконец, почему вы здесь?
МУЖЧИНА — Договорились. (Вопросы должны задаваться так, чтобы стало понятно: за этими ответами он и пришел сюда.) Итак, начнем! Зачем не зовете на помощь соседей, особенно сейчас, когда знаете, что мой пистолет не настоящий, а ваши ногти достаточно остры — я это почувствовал на собственной шкуре. Зачем не зовете их, не кричите, чтобы вас слышали, ведь они повсюду: наверху, внизу, слева, справа… Только крикните в полголоса — и…
ЖЕНЩИНА — Мне до них нет дела!
МУЖЧИНА — То есть?
ЖЕНЩИНА — Никого не знаю, ни с кем не общаюсь… И вообще, ничего общего у меня с ними нет!
МУЖЧИНА — Неужели? Я-то думал…
ЖЕНЩИНА — Что Вы думали? Зачем задаете мне эти вопросы? (С опаской.) Послушайте, кто вы?
МУЖЧИНА — Что, не понятно? Я — рядовой грабитель.
ЖЕНЩИНА — (впервые пристально всматриваясь в него). Я… Раньше мы встречались?
МУЖЧИНА — Если память мне не изменяет, я впервые в этой квартире. Во всяком случае, в списке очищенных мною квартир эта не числится.
ЖЕНЩИНА — Нет, здесь что-то не то… Вы… Рядовой грабитель такие вопросы не задает.
МУЖЧИНА — Имели дело с моими коллегами? И со сколькими?..
ЖЕНЩИНА — (резко перебивает). Ты мне лапшу на уши не вешай! (Кричит.) Что тебе нужно от меня, скажешь ты наконец?
МУЖЧИНА — (невозмутимо). Понимаете, это дело — я имею в виду квартирное ограбление — требует некоторой предварительной подготовки. До начала… как бы выразиться… шмона я изучаю привычки, даже характер хозяина квартиры. Естественно, все это — заочно. Так сказать, издалека…
ЖЕНЩИНА — Вот как! У вас дело поставлено на научную основу.
МУЖЧИНА — Угадали.
ЖЕНЩИНА — И что вам удалось разузнать обо мне?
МУЖЧИНА — Информация небольшая, но впечатляет. (Официальным тоном.) Почти год назад Вы вселились в эту квартиру. И за все это время ни с кем не здороваетесь, ни с кем не дружите… Продолжать?
ЖЕНЩИНА — (принимая вызов). Ну, конечно, после такого начала вас разве остановишь?