Мой собственный памятник
Сергей Сергеевич: Опять двадцать пять! Лариса, ты же взрослая женщина! Какой к черту памятник?
Лариса: Бронзовый. Работы Шаповалова.
Сергей Сергеевич: Но зачем?
Лариса, упорствуя: Пусть будет.
Сергей Сергеевич: Он тебе не нужен, ты же сама сказала.
Лариса: Не нужен, но пусть будет, раз уж я так решила.
Сергей Сергеевич: Господи! Хорошо, уходи. Я уже забыл про эти кассеты.
Лариса: Что, Серик, очко заиграло? Поверил, что я так просто развернусь и уйду? Я собралась уходить? Шутка. Это была шутка. Я играю с тобой, как кошка с мышкой. Так, как ты играл со мною шесть лет. Нравится? Не за тем я пришла, чтобы уходить. Я сыграю эту партию до конца.
Включается громкая связь.
Голос секретарши Леночки: Сергей Сергеевич, совещание назначено, все найдены, будут вовремя, приказ составлен.
Сергей Сергеевич: Спасибо, молодец.
Лариса: Вышколенная девочка. В министерствах все такие?
Сергей Сергеевич не отвечает. Вид его побитый, выражает полное бессилие и апатию.
Лариса начинает петь:
Эй, моряк, ты слишком долго плавал,
И друзей успел всех позабыть.
Выглядел, как сытый наглый Дъявол,
А теперь пора за все платить…
Ей явно весело.
Сергей Сергеевич не отвечает.
Лариса начинает танцевать, кружиться по кабинету, подбрасывая и рассыпая эротические фотографии по сцене.
Сергей Сергеевич встрепенулся, он начинает ползать за ними, собирая и пряча себе в карманы пиджака и за пазуху снимки: Что ты делаешь? А если кто-нибудь войдет?
Лариса: Леночка прикроет грудью. Она же у тебя верная секретарша.
Сергей Сергеевич: Лариса, откуда в тебе все это?
Лариса: Оттуда. Лариса неопределенно машет рукой. Из детства, из прекрасного далека.
Сергей Сергеевич: Мда… Если людям приходилось начинать свою жизнь детьми, я не удивляюсь, что они вырастают такими сволочами.
Лариса печально: Ага. Я тоже не удивляюсь.
Включается громкая связь. Голос секретарши Леночки выражает широчайший спектр эмоций, от плохо скрытого ликования, до удивления и растерянности:
Сергей Сергеевич, э-э-э-э, простите, что отрываю, отвлекаю, так сказать…
Сергей Сергеевич: Елена Вадимовна, что за балаган? Нормально формулируйте.
Голос секретарши Леночки: Боюсь, что экстренное совещание придется отменить.
Сергей Сергеевич: Что случилось?
Голос секретарши Леночки: Ко мне тут приказ пришел… Даже не знаю, как сказать…
Сергей Сергеевич взволнованно: Ну…
Голос секретарши Леночки: Просто… Я тут подумала… Может…
Сергей Сергеевич: Что за приказ?
Голос секретарши Леночки: Ой, вот и Главный на линии. Соединяю?
Сергей Сергеевич: Конечно.
Голос Главного: Сергей Сергеевич!
Сергей Сергеевич: Слушаю.
Сергей Сергеевич и Лариса напряглись, жадно ловя интонации и малейшие нотки в голосе Главного.
Хорошо, что застал на месте и лично сообщу Вам свое решение.
Сергей Сергеевич: Я Вас слушаю, господин Президент.
Голос Главного: Слушать меня раньше надо было. Слушать и выполнять. Короче, я отстраняю Вас от занимаемой должности. Формулировка в приказе. С ним Вас ознакомит секретарь. Он уже подписан.
И… подготовьте дела для передачи. Козлову. Это все.
Сергей Сергеевич: Спасибо, спасибо, что лично, сами, так сказать, снизошли. Я очень был рад вместе работать. Еще раз спасибо.
Обессиленный Сергей Сергеевич кладет трубку, вздыхает, молча смотрит на Ларису и тяжело оседает на диван, начинает выть. Лариса вопросительно смотрит на него. Проходит несколько минут. Вдруг совершенно неожиданно Сергей Сергеевич заливается задорным веселым немного истеричным смехом. Буквально вскакивает со стула и начинает кружиться по кабинету, танцевать гопак, подхватывает Ларису и танцует вместе с ней, усаживает ее на диван, приносит березовый банный веник, развязывает веревочку, стягивающую прутики и начинает по одному ломать их на глазах у оторопевшей Ларисы.
Сергей Сергеевич: Поняла, детка?
Лариса удивленно: Ты о чем?
Сергей Сергеевич хохоча: Обломился памятник твой, дорогая. Сняли меня, сняли. Поздно пришла. Слишком уж холодным блюдо твое получилось.
Лариса: Какое блюдо?
Сергей Сергеевич прыгает вокруг Ларисы: Блюдо, которое подают холодным. Месть.
Лариса: Ну… а ты? А кто? Вместо тебя… здесь… Как же?
Сергей Сергеевич скачет козлом: Козлова на мое место назначили. Козлова. Может у тебя и на него компромат есть? Может, он любил козлом переодевать и по кровати скакать? Сергей Сергеевич вдруг хватается за сердце и начинает оседать на диван, тяжело дышит, хватает воздух губами, тычет пальцем в портфель. У него сердечный приступ.
Лариса: О, Господи! Сердце? Что? Ну, не молчи же… Где? Что? Валокордин?
Сергей Сергеевич мычит, тычет пальцем в портфель.
Лариса, быстро хватает дрожащими руками портфель Сергея Сергеевича, лихорадочно вытряхивает на пол содержимое, ищет среди бумаг пузырек с лекарством…
КОНЕЦ…
Именно в этом месте можно завершить пьесу открытым финалом и позволить зрителю пустить в ход свое воображение, дофантазировать, что же дальше приключилось с героями. И приключилось ли с ними что-нибудь вообще? Если же такое завершение спектакля не вполне удовлетворяет режиссера, автор предлагает ему два варианта финала для данной постановки. Первый – сентиментально-семейный. Второй – неожиданно-фарсовый.
ИТАК…
Финал №1: сентиментально-семейный (в антракте не нуждается, продолжает сцену, где Лариса лихорадочно ищет лекарство для Сергея Сергеевича)
Лариса, быстро хватает дрожащими руками портфель Сергея Сергеевича, лихорадочно вытряхивает на пол содержимое, находит среди бумаг пузырек с лекарством, капает немного в стакан, заливает водой из кувшина, стоящего на столе, постоянно приговаривает: Щас-щас… приляг… не волнуйся… все хорошо… все позади… щас-щас… один глоточек… Капель-то сколько? сколько капель?
Лариса подносит стакан прямо к губам Сергея Сергеевича, поддерживая рукой его за шею помогает приподняться на диване. Он пьет и опять грузно опускается на диван, прерывисто дышит. Она не находит себе места: Ну, вот, доигрались. Господи… Скорую может?
Сергей Сергеевич отрицательно мотает головой. Проходит несколько минут его лицо чуть розовеет, но все еще выражает муку и смертельную усталость. Он сидит на диване. Лариса опускается перед ним на корточки: Ну, что? Легче? Отпустило.
Сергей Сергеевич утвердительно кивает головой: Легче…
Лариса берет его за руку: Сереженька, пожалуйста, пойдем домой, ко мне. Все будет хорошо. Пожалуйста… Пойдем домой, дорогой…
ЗАНАВЕС
Финал №2: неожиданно-фарсовый, вполне реальный (в антракте не нуждается, продолжает сцену, где Лариса лихорадочно ищет лекарство для Сергея Сергеевича)
Лариса, быстро хватает дрожащими руками портфель Сергея Сергеевича, лихорадочно вытряхивает на пол содержимое, находит среди бумаг пузырек с лекарство. Вдруг задумчиво поднимается с пола, победоносно разглядывает эликсир жизни, способный спасти Сергея Сергеевича. Министр судорожно протягивает к ней руки. Лариса улыбается, разглядывает пузырек:
Так что, Серыч, и твоя смерть в яйце? А яйцо в утке… А утка улетела за синее-синее море… Кто там, говоришь, на твое местечко теплое нацелился? Козлов? Нет, мне однозначно мастит в этой партии. Ничего еще Козлятушка не знает… Что ручки-то ко мне тянешь? Сергей Сергеевич тяжело дышит, тянет к Ларисе руки, умоляюще смотрит на нее. Что, пузырек нам нужен? Вестимо, друг. Хлипкий ты какой-то оказался на поверку. Без министерского портфеля и жизнь не мила? Ой, беда-беда. А ты, взбодрись, старичок, адреналинчиком, авось полегчает. Смотри, Серыч… Лариса бросает пузырек с лекарством на пол, приподнимает юбку, изящной ножкой в аккуратненькой туфельке наступает на стеклянную бутылочку, давит ее, словно мерзкое насекомое. Под ногой слышен хруст стекла. Ой, смертушку твою раздавили, Сергуня. Неожиданно так, правда ведь?
Сергей Сергеевич, хрипит, рвет ворот рубашки, смертельно бледнеет. Лариса: Страшно? Крепись, мужайся. В аду еще страшнее. А Козлову, ой, не повезло. Мы ему за твое увольнение отомстим. Или я отомщу. Сама. Их есть у меня. Достает из папки стопочку фотографий. Вот уж козликом запрыгает вокруг меня новый министр. Запрыгает, запрыгает. Даже не сомневайся, Сергуня. Сценарий отработан. Сергей Сергеевич постепенно оседает на диване, начинает затихать, умирает.
Лариса: Вот и все, мой хороший. Отмучился. И меня отмучил. Подходит к столу, нажимает кнопку громкой связи. Леночка, скорую. Срочно. У Сергея Сергеича сердечный приступ. Ему плохо. Очень.
ЗАНАВЕС
10 июня — 21 декабря 2004 года.
г.Минск
e-mail автора: gentledi@mail.ru, gentledi@tut.by